Лыжи

Современные лыжи по назначению и классам можно подразделить на гоночные (беговые), тренировочные, (также гоночные, но чуть ниже классом), туринговые, прогулочные, детские и юниорские. В зависимости от технологии изготовления и применяемых материалов лыжи также можно подразделить на пластиковые, полупластиковые и деревянные.

Для спортивных соревнований предназначены гоночные лыжи. При их изготовлении применяются самые новейшие технологии и материалы (в основном синтетические пластмассы). Такие лыжи имеют высокие ходовые характеристики, малый вес и высокую стоимость. Подбор лыж такого класса под гонщика – очень ответственный процесс. Здесь учитывается рост/вес, в зависимости от которого подбирается жёсткость и стиль езды. На выбор лыж для гонок влияет также качество снега, лыжни, температура, влажность воздуха и снега.

В биатлоне применяется коньковый ход, поэтому лыжи являются короткими (если встать и вытянуть руку вверх, то острие лыжи, стоящей рядом, доходит до середины локтя) и жёсткими во всех направлениях. Геометрия лыж под коньковый ход также отличается от классики (острый кант, заниженная носовая часть).

Лыжи группы Sport являются самыми дорогими. Производители таких лыж обеспечивают наивысшие технические параметры, за счет высоких технологий и материалов, которые позволяют добиваться побед на соревнованиях.

Спортсмены используют лыжи трех известных производителей: Fisher, Madshus, Atomic.

Правильно проведенная подготовка лыж – это до 20 секунд преимущества на 10 км дистанции для спортсменов высокого класса с одинаковым уровнем подготовки.
При подготовке лыжи подвергаются следующим стадиям обработки:
  1. Циклевка лыж
  2. Подготовка лыж для грунтовки
  3. Грунтовка лыж (до нанесения основного парафина, соответствующего погоде).
  4. Грунтовка лыж под основной парафин, соответствующий погоде
  5. Нанесение основного парафина, соответствующего погоде
  6. Нанесение порошка, ускорителя
Первая операция применяется лишь несколько раз в году. Вторая и третья характерны для подготовки новых лыж, а также для лыж, вновь прошедших заводскую (штайншлифт) или ручную (металлической циклей) обработку. Четвертая, пятая и шестая операции проделываются перед каждым выходом на лыжню.
В процессе тренировок и соревнований скользящий пластик лыж испытывает механические и температурные воздействия и стареет. Существует два способа обновления (циклевки) скользящей поверхности лыж:
а) заводской (штайншлифт)
б) ручной
В сезоне лыжи минимум два раза должны проходить заводскую или ручную обработку: в начале зимы и примерно за две недели до главного старта. При ручной обработке лыж скользящую поверхность циклят металлической циклей до тех пор, пока по возможности не будут убраны все ее дефекты (неровности, раковины, следы от царапин и т.п.). Циклевка поверхности производится острой незакругленной металлической циклей многократными легкими движениями с небольшим нажимом.
Лыжи, обработанные заводским способом шлифовки, требуют легкой ручной циклевки (острой металлической циклей), при которой удаляются только ворсинки, но не пластик (т.е. не стирая рисунка - штайншлифта на скользящей поверхности).
После циклевки лыжи металлической циклей скользящая поверхность тщательно вычищается латунной или бронзовой щеткой и жестким фибертексом, а затем наносится грунтовочный парафин. Температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит - тугоплавкий твердый парафин и нет возможности в качестве грунтовочного использовать более твердый, лыжи грунтуют парафином, аналогичным по твердости основному парафину.
При очень старом, жестком, "агрессивном" снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз) при грунтовке рекомендуется использовать парафин-антистатик.
Грунтовка производится при помощи утюга с нормальной для данного парафина температурой плавления (как правило, это температура 1200): брусок парафина расплавляют об утюг и заливают лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина.
Затем наносится основной парафин. Предварительно осуществляется тестирование имеющихся парафинов, с целью подобрать соответствующий конкретным погодным условиям. При этом учитывается структура снега, влажность снега и загрязненность, температура снега, влажность и температура воздуха
Например, твердые и острые снежинки нуждаются в твердом и устойчивом к стиранию парафине. Мокрый и грязный снег требует парафина, обладающего хорошими водоотталкивающими свойствами, лучше фторированного. При сухом снеге используется парафин с малым содержанием фтора или без него.
Выбор парафина (тестирование) производится экспериментальным путем с использованием непосредственно лыж или специальных пирамид – четырехгранных пластиковых брусков, у которых каждая грань представляет собой словно бы маленькую лыжу. Вначале испытываются сами объекты (пирамиды или лыжи). Для этого все они проходят одинаковую подготовку с использованием одного и того же грунтовочного парафина, а затем тестируются по отношению друг к другу либо по времени прохождения контрольного отрезка, либо по длине выката на тестируемом участке. После этого на каждый объект наносится основной парафин из набора предполагаемых для использования. После нанесения парафина и соответствующей обработки вновь производится тестирование. Затем на основе разницы во времени прохождения тестируемого участка или в длине выката и сравнения полученных данных с модельными характеристиками каждого тестируемого объекта, производятся математические расчеты и определяется лучший парафин, который и наносится на "боевые" лыжи каждого конкретного гонщика. Для тестирования также используется машина екатеринбургского производства, которая по скорости вращения на снегу специальных пластиковых дисков с нанесенными на них парафинами определяет скользящие характеристики каждого конкретного тестируемого парафина.
После тестирования на скользящую поверхность лыжи наплавляют с помощью утюга выбранный парафин, дают остыть и циклят при помощи пластмассового цикля. Далее нейлоновой щеткой удаляют остатки парафина и наносят порошки и ускорители.
На крупных соревнованиях подготовкой лыж к скольжению занимается сервисная группа сборной. Тех, кто в нее входит, принято называть "сервисерами".

Для изготовления гоночных лыж применяется технология "Cap" ("Кэп"). Начинка таких лыж запрессована в пластиковый корпус с трех сторон и снизу закрывается скользящей пластиной из полиэтилена. Лыжи, изготовленные по технологии "Cap" можно отличить по характерному канту в нижней части скользящей поверхности. Для уменьшения веса при сохранении жесткости внутренняя начинка имеет проточки – воздушные каналы или состоит из множества ячеек. На срезе лыжа выглядит как пчелиная сота. Кант необходим для отталкивания при коньковом ходе.

Скользящая поверхность гоночных лыж делается из графитсодержащего тефлона. Многочисленные частицы графита, вкрапленные в пластик, обеспечивают современным лыжам хорошее скольжение. Кроме того, скользящая поверхность современных лыж изготовляется с особой нарезкой (штайншлифтом). Это исключает прилипание пленки воды, на которой движутся лыжи. Особое значение имеет подготовка лыж к скольжению путем нанесения парафинового покрытия.

Палки для конькового хода выше, чем для классического (под рост лыжника). Палки делаются из углепластика, и должны выдерживать не менее 30 кг на сжатие.

Для конькового хода используются высокие пластиковые сапожки, которые похожи на горнолыжные ботинки, но меньше.

Таблица подбора параметров лыж и палок для конькового хода
лыжи
палки
рост
200
175
195
200
175
190
200
170
185
195
165
180
190
160
175
185
155
170
185
150
165
175
145
160
170
140
155
165
135
150